МИНИ-САД (2-3 года)

Репетитор
Подготовка к ЕГЭ, ОГЕ

Логопедические услуги

Организация праздников

Детские страхи.

«Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи – страх уничтожения и страх неизвестного – в равной степени присущи и Homo sapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя.

 

Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию – невротическое расстройство.» [4].

 

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

 

«Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье»[2].

 

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Знание основных возрастных страхов поможет при составлении психокоррекционных программ.

 

Возрастная динамика страха.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

 

А. И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» приводит следующие данные: «Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52% мальчиков и 52% девочек). На втором месте находится страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества (у 48% девочек, 36% мальчиков). Существенно увеличиваются, особенно, у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями».

 

В период с 3 до 5 лет часто отмечается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, персонажи Волка и Бабы Яги выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка.

 

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является страх смерти. Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным инстинктом самосохранения.

 

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. Эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом и косвенном виде.

 

Ведущий страх в возрасте 7-11 лет – это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» будет страх опоздания в школу, то есть страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответствия и неприятия. Помимо школьных страхов для детей этого возраста типичен страх стихии – природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Что отражает присущую данному возрасту особенность: так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, таинственные явления, предсказания и суеверия.[2]

 

Исходя из моего многолетнего опыта работы в детском саду, можно говорить об ухудшении за последние годы состояния здоровья и психики детей, в том числе увеличение количества страхов. Страхи мешают детям при адаптации к детскому саду, сильно затягивая этот период, ухудшают отношения между детьми в группе, а также затрудняют процесс обучения. Поэтому психокоррекция страхов является одной из важных задач, стоящих перед психологом, работающим с детьми.



Литература:

1. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Издательство «Союз», 2004, - 336 с.

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2000. - 448 с.

3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512с.